Высокое качество печати — достижимый результат

В сознании большинства пользователей высокое качество печати неразрывно и практически безальтернативно связано с техническими характеристиками печатающей техники. То есть все ожидания по этому вопросу зачастую сводятся, скажем, к способности устройства формировать изображение с высокой плотностью точек на дюйм, что якобы и является критерием качества отпечатка. Но так ли это на самом деле?

сhang

Логика простая, линейная, понятная — «чем больше цифры, тем выше качество печати», — часто именно так и рассуждает потребитель. 5760 dpi! На фоне «заурядных» 1200 dpi — внушительная цифра, надо брать, для фотопечати — самое то, что нужно. И обмана никакого нет, честные 5760 точек на дюйме по вертикали некоторые струйные принтеры действительно способны разместить — сверхмалый объем чернильной капли в пару пиколитров позволяет исполнить такой трюк, вот только человеческий глаз уже эту разницу не различит. Поистине орлиный взор требуется для этого, причем буквально. Да, чисто технически это печать более высокого качества, но сколько реально видимого качества может добавить такая плотность заполнения отпечатку, если только речь не идет об изображении, предназначенном для детального рассмотрения? Несколько процентов, полагаем. Вы способны уловить двухпроцентную разницу в чем-либо? Скорее нет, чем да в 99 случаях из 100. А вот разницу в цене отпечатка уловить будет проще, поскольку такое высокое качество печати повлечет за собой повышенный расход чернил.

Под впечатлением от маркетинговых материалов у потребителя может возникнуть ошибочное представление о том, что принтер сам по себе каким-то волшебным образом способен, например, превратить не самый лучший исходник изображения в яркий, насыщенный и детализированный отпечаток. Но ничего похожего на развороты глянцевых журналов, разумеется, не получится, поскольку этот постер — не просто снимок отличного качества, сделанный профессионалом с использованием высококлассной фототехники, нередко в идеальных студийных условиях, но также результат совместной работы других специалистов, которые готовят изображение к печати с использованием серьезного дорогостоящего оборудования и ПО.

На бытовом уровне практически любой современный принтер, неважно, лазерный или струйный, способен предложить качество печати, которое полностью удовлетворит 90% пользователей. Но только при условии, что:

Именно качество расходных материалов в первую очередь определяет видимый, осязаемый уровень качества отпечатка. Ведь что такое отпечаток? Грубо говоря, это краска, тем или иным образом зафиксированная на носителе, два компонента всего. Казалось бы, очевидная вещь, но, как ни странно, эта очевидность чаще всего игнорируется: люди экономят на расходниках, c энтузиазмом заряжая в свои принтеры и МФУ всевозможный «совместимый» треш, печатают на первой попавшейся под руку бумаге, а на выходе ожидают качества, которое в их представлении должно соответствовать цене и заявленным техническим возможностям аппарата.

А аппарат тем временем был спроектирован под какой-то конкретный тип тонера со строго определенными тепловыми, электромагнитными, механическими, оптическими свойствами, и только таким тонером и способен выполнить отпечаток ожидаемого уровня качества и долговечности. Если вдруг тонер по данным критериям не соответствует в точности тем условиям, которые в процессе формирования, переноса и закрепления изображения обеспечивает со своей стороны аппарат, то, разумеется, и результат будет отличаться от ожидаемого.

toner

Часто по указанной причине неоригинальные картриджи сыпят тонером: его точная дозировка невозможна, часть порошка не удерживается до момента переноса и осыпается, попадает в том числе на лист, где затем и фиксируется как часть изображения, получаются точки, грязь. При этом легкие летучие крупицы тонера размером всего несколько микрометров, подхваченные циркулирующими внутри корпуса потоками воздуха, могут попасть на линзу источника света. Сквозь нее проходит лазерный луч, изменяющий заряд светочувствительного слоя фотобарабана там, где в дальнейшем должно проявиться изображение. Таким образом, в зависимости от степени и характера загрязнения этой линзы возможны идущие через весь лист непропечатанные области или же изображение в целом будет недостаточно ярким и насыщенным.

Важно понимать одну простую вещь — производство совместимых расходных материалов в принципе не нацелено на выпуск продукции, идеально подходящей для каких-то конкретных моделей или линеек оборудования, задача радикально иная — произвести такую субстанцию, которую с тем или иным успехом можно будет использовать в как можно большем количестве самых разных устройств различных производителей. При таком подходе о какой, собственно, совместимости может идти речь? Только о частичной, назовем это так.

Но хуже всего то, что совместимые расходные материалы вызывают ускоренный износ оборудования, разрушают покрытие рабочих поверхностей, засоряют механизм, препятствуя его нормальному функционированию, и вот это уже влечет за собой серьезное, быстро прогрессирующее снижение качества печати. Однако процесс это не одномоментный, поэтому на начальном этапе обычно ничто не предвещает беды, а появление видимых дефектов свидетельствует о том, что деградация узлов зашла уже далеко и без замены одного, а то и сразу нескольких не обойтись.

abrasive

Так, например, крупицы тонера, полученного механическим измельчением в отличие от химически синтезированных обладают ярко выраженными абразивными свойствами, ведь по сути это мелкие осколки произвольной формы. Когда фотобарабан соприкасается с листом бумаги, они своими острыми гранями царапают и стирают глянцевое покрытие детали. Это покрытие предохраняет от повреждений слой, фотоэлектрические свойства которого и обеспечивают формирование изображения на поверхности фотобарабана с его последующим переносом на бумагу. В результате на отпечатке появляются полосы, а расход тонера увеличивается. Дальнейшая эксплуатация устройства с поврежденным фотобарабаном приведет к загрязнению тонером других критически важных узлов, которые также выйдут из строя. Так, следующей в очереди на замену станет печка: избыток тонера, попадая на нее, будет плавиться и застывать, что, разумеется, тоже отразится на качестве отпечатка.

Похожим образом возникает дефект, при котором печатается часть изображения с предыдущего листа: тонер прилипает к печке и затем переносится на следующий отпечаток. Это может быть связано как с износом самой печки, так и с температурой плавления и вязкостью тонера, который по этим параметрам не годится для использования в данном аппарате.

Покрытие неоригинального фотобарабана, который является частью картриджа, само по себе может стать причиной некорректной передачи оттенков. Иногда этим грешат longlife-барабаны, рассчитанные на увеличенный срок службы в составе перезаправляемых картриджей. Предполагается, что такие фотобарабаны должны без замены выдерживать несколько перезаправок. Дефект проявляется в том, что полутонов, например, градаций серого, на отпечатке может быть существенно меньше, чем в исходнике. Разумеется, это сказывается на общей детализации изображения: картинка становится грубее, а некоторые элементы или текст вообще могут стать неразличимы, поскольку воспроизводится упрощенная версия исходного изображения. Очевидно, что никакие настройки самого принтера здесь не помогут, в данном случае дело именно в фотобарабане.

cmyk

Конструктивно цветной лазерный принтер устроен таким образом, что печать каждого из основных цветов обеспечивается раздельно. Это значит, что вращающиеся части каждого картриджа приводятся в движение отдельными моторами и редукторами. При этом важно, чтобы все происходило синхронно, в противном случае изображение может печататься со смещением, иметь нечеткие контуры, страдает точность цветопередачи. Неточная цветопередача может быть связана и с тем, что цвета неоригинальных тонеров или чернил отличаются от референсных.

Несовершенство и упрощение конструкции в целях удешевления производства и обхода патентов, менее износоустойчивые материалы и общее качество исполнения совместимого картриджа, лишь приблизительно повторяющего оригинал, никак не способствуют обеспечению вышеуказанной синхронности в должной мере. Люфты, зазоры, дефекты литья и т.д. — в сумме все это негативно сказывается на работе узла и в конечном счете отражается на качестве печати.

А теперь вообразите, что в аппарате установлено 4 неоригинальных картриджа от разных производителей — они не только не вполне согласуются с самим оборудованием, но и друг с другом: параметры токов переноса, например, несколько отличаются, поэтому барабаны заряжаются по-разному, да еще и тонер подкачал. Откуда здесь взяться высокому качеству печати и точной цветопередаче, если все немного не то, немного не так, там похуже, здесь чуть медленнее и т.д.

paper

Несколько слов о бумаге. В подавляющем большинстве случаев для печати документов используется офисная бумага класса С. Ее главные преимущества — бюджетность и универсальность: на ней хорошо получаются и струйные, и лазерные отпечатки. Но это «хорошо» — в контексте повседневной офисной печати, хорошо по соотношению цены и качества, но не в абсолютном смысле. А что в такой бумаге не хорошо? Неоднородная структура — где-то лист тоньше, где-то плотнее (в этом можно легко убедиться, если поместить его напротив источника света — вы сразу обратите внимание на темные и светлые участки), а также высокая ворсистость. Первое по понятным причинам не способствует равномерному впитыванию чернил, второе — оптимальному переносу изображения, поскольку все эти неприглаженные волокна целлюлозы мешают частицам тонера должным образом прилегать и сцепляться с поверхностью листа, т.е. препятствуют адгезии. Сравнивая одинаковые по содержанию отпечатки, можно при желании увидеть разницу в исполнении повторяющихся фрагментов изображения или текста. Эта разница во многом как раз и обусловлена качеством носителя.

Поэтому там, где требуется действительно высококачественная печать, без бумаги соответствующего класса и назначения не обойтись. Так, для лазерной печати документов мы рекомендуем использовать каландрированную бумагу. Еще ее называют глазированной, поскольку будучи многократно прокатанной горячими валами суперкаландра, она становится плотнее, приобретает характерную гладкость и глянцевитость. Документы, напечатанные на такой бумаге, выглядят и ощущаются великолепно. Подходит она и для струйной печати, но, разумеется, в этом случае наилучшего результата можно добиться только с многослойными бумагами, специально предназначенными для такой печати — они быстро впитывают чернила и не дают им растекаться. Полноцветная фотопечать — аналогично, обязательно нужна бумага с особыми свойствами, обеспечивающими более точную цветопередачу. Важно только не перепутать — бумага для струйной печати категорически не рекомендуется для использования в лазерных аппаратах — она не рассчитана на воздействие высоких температур.

cmyk

В целом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что качество печати напрямую зависит от качества расходных материалов и исходного изображения, никаких сюрпризов здесь нет, от осинки не родятся апельсинки: печатайте ваши документы и снимки оригинальными тонерами и чернилами на хорошей, подходящей для ваших целей бумаге, и результат вас не разочарует.