Параллельное импортозамещение:
на чем печатать в 2023 году?

Сегодня многие российские компании, имеющие потребность в обновлении парка печатной техники, не видят для себя другого выхода, кроме покупки оборудования Pantum, F+ imaging или Катюша, официально присутствующих на российском рынке. Однако, несмотря на уход большинства брендов печатной техники, объем предложений оборудования этих марок, ввозимого по параллельному импорту, постепенно растет. Раньше все поставки офисной техники контролировались несколькими крупными дистрибьюторами, а сегодня практически кто угодно, располагая относительно небольшими средствами, достаточными для покупки партии оборудования или расходных материалов, может приобрести эту продукцию на азиатских рынках и реализовать в РФ, поэтому на фоне растущего числа конкурирующих друг с другом импортеров эти товары становятся все более доступны в России. Разумеется, о возврате цен к уровню начала 2022 года речи не идет, но тренд на снижение усматривается. Здесь следует оговориться, что сказанное справедливо только в отношении относительного недорогих устройств формата А4, относящихся максимум к офисному entry-level сегменту. С оборудованием корпоративного класса ситуация сложная, поскольку санкционные риски для поставщиков слишком высоки. Впрочем, ни Pantum, ни Катюша, ни F+ imaging также не способны сегодня удовлетворить спрос на устройства такого типа, у них аппаратов такого класса тоже нет: ассортимент ограничен буквально несколькими позициями, и все это довольно маломощные монохромные лазерные устройства А4 формата, не рассчитанные на интенсивную эксплуатацию. В среднем рекомендуемый месячный объем печати для этих устройств ограничивается 4000 отпечатков. Резюмируя здесь: несмотря на существенное ограничение ассортимента выбор все-таки есть, вопрос только — что предпочесть, каковы преимущества того или иного варианта и каких последствий можно ожидать в обоих случаях.

Pantum, F+ imaging и Катюша: несмотря на заметное стремление позиционировать свою продукцию, как удовлетворяющую требованиям политики импортозамещения, ни один из рассматриваемых брендов в качестве российского производителя до сих пор не зарегистрирован и в соответствующем реестре Минпромторга не состоит. Pantum — бесспорный лидер российского рынка, к концу 2022 года захвативший бо́льшую его часть. Уход конкурентов позволил этому китайскому производителю нарастить объемы продаж своей продукции до рекордных значений и стремительно переместиться с шестого на первое место рейтинга. По разным оценкам речь идет о 53% или даже о 67% рынка! Такие цифры не снились даже HP с их 36% годом ранее. Компания Pantum входит в холдинговую группу Zhuhai Seine Printing Technology Co., Ltd. В эту же группу входит и Lexmark, в августе 2022 года продавший свой бизнес в России компании «Ф-Плюс оборудование и разработки», которая под брендом F+ imaging продолжает выпуск нескольких устройств из модельного ряда Lexmark. Говоря о выпуске, мы имеем ввиду сборку из привозных комплектующих, поскольку производства собственной электронной компонентной базы у F+ imaging нет. То же самое относится и к принтерам Pantum, российское производство которых представляет собой сборочную линию в городе Шуя. Что касается бренда «Катюша», то ее модельный ряд состоит из продукции тайваньского и южнокорейского происхождения — Avision и Sindoh соответственно. Эта техника завозится уже в собранном виде, из отечественного там только прошивка. Расходные материалы для оборудования всех трех марок, разумеется, тоже привозные. Вся эта совокупность фактов не позволяет сертифицировать оборудование указанных марок как товар российского производства, поэтому и обязанности приобретать именно эту технику у российских компаний не возникает.

pantum logo vector svg f_plus_imaging logo lexmark logo vector svg avision logo katjusha logo sindoh logo vector svg brother logo vector svg canon logo vector svg hp logo vector kyocera logo vector svg sharp logo vector svg ricoh logo vector svg xerox logo vector svg

Вместе с тем, наличие официального гарантийного и постгарантийного сервиса на территории РФ — это один из наиболее сильных и очевидных аргументов в пользу выбора продукции Pantum, F+ imaging или Катюша. Впрочем, с одной существенной оговоркой: поскольку совместимых картриджей для оборудования этих брендов на рынке нет, придется закупать оригинальные. По соответствующей цене. И вот этот момент почему-то многими совершенно упускается из виду, а в дальнейшем становится неприятным сюрпризом. Прецедентов уже достаточно. Мы не случайно упомянули о том, что Pantum и Lexmark входят в одну и ту же холдинговую группу. Они входят в нее в составе корпорации NineStar — крупнейшего мирового производителя совместимых расходных материалов. Понятно, что производство альтернативных бюджетных решений для собственных принтеров в сферу интересов NineStar не входит, поэтому вероятность появления на рынке совместимки под Pantum и F+ imaging, мягко говоря, невелика. Что касается Avision и Sindoh, то доля тех нескольких наименований оборудования, которыми представлен бренд Катюша на российском рынке, настолько незначительна в мировых масштабах, что никакого экономического смысла налаживать массовое производство совместимых картриджей под этот модельный ряд нет. Поэтому только оригинал по цене оригинала. И полная зависимость от поставок этого оригинала производителем. Отдельный вопрос — динамика цен и принципы ценообразования, которыми в дальнейшем будет этот производитель руководствоваться с учетом отсутствия каких бы то ни было альтернатив его продукции на рынке. В то время как под оборудование HP, Brother, Canon, Konica-Minolta, Kyocera, Xerox, Ricoh есть масса предложений на любой кошелек, в том числе от все той же NineStar и огромного числа брендов совместимки, которые размещают свои заказы на ее производственных мощностях. Найти неоригинальные картриджи под любую модель оборудования вышеперечисленных марок — вообще не проблема. Похожая ситуация, кстати, вырисовывается и с ЗИП. Поэтому, если оборудование приобретается с прицелом именно на использование совместимых расходных материалов, покупка параллельно-импортных образцов выглядит более чем оправданной. Наличие или отсутствие официального гарантийного сервиса на территории РФ в этом случае уже не имеет принципиального значения, — какая, собственно, разница, если использование неоригинала любым OEM-производителем расценивается как основание для отказа от гарантийных обязательств.