Мал картридж, да дорог
Среди всего многообразия способов сэкономить на печати, которые доводилось наблюдать в своей практике за 30 лет работы, нам повстречался претендент на звание «самый экстравагантный». «Экономия» на оригинальных расходниках, квалифицированном техобслуживании — это скучно, это будни, это золотой стандарт. А вот целенаправленная закупка картриджей меньшей емкости вместо больших — как тебе такое, Илон Маск? Илон Маск недоумевает, неуверенно высказывает осторожное предположение о недоступности нужных картриджей увеличенной емкости на рынке… и бесперспективности их поиска… И его можно понять, он по привычке пытается найти в услышанном рациональное зерно. А его нет. Зато есть прописанное в конкурсе условие предоставить непременно картриджи стандартной емкости и объяснение примерно следующего содержания: «Обычные картриджи стоят дешевле, а нам нужно закупить как можно больше картриджей на сумму бюджета. Мы таким образом экономим здесь и сейчас». Занавес.
Разумеется, картриджи большей емкости в пересчете на цену одного отпечатка дают большую экономию по сравнению со стандартными. А двухлитровая бутылка Кока-Колы обойдется дешевле, чем две по литру — простой житейский опыт и капитан Очевидность подсказывают максимально понятные аналогии. Быть может, это какой-то особый случай и заказчику необходимо укомплектовать этими картриджами обширный и раскиданный по разным локациям парк маломощного оборудования с минимальными объемами печати на каждом устройстве? Что-нибудь такое, наверное, можно себе вообразить в попытке все-таки найти разумное объяснение. Но нет, ничего подобного, все максимально стандартно. Просто заказчик понятия не имеет, сколько ему реально нужно расходки на его парк техники. Он не знает своих объемов печати, и, соответственно, расходами на печать никак не управляет. Весьма вероятно, что и точное количество оборудования ему неизвестно, такое тоже бывает. Чем еще могут быть нехороши картриджи стандартной емкости помимо того, что они невыгодны? Тем, что они предназначены в первую очередь для розничного масс-маркета и поэтому их часто подделывают.
Но все это справедливо только в отношении оригинальных картриджей. В мире совместимки все наоборот, потому что ее производство нацелено в основном на выпуск максимально дешевой продукции из компонентов и материалов низкого качества. Поэтому совместимые картриджи расширенной емкости в большой долей вероятности заявленный ресурс не выработают из-за преждевременного износа фотобарабана: качество печати станет неприемлемым до того, как закончится тонер. Зная это, производители совместимки обычно и тонера засыпают меньше, чем декларируют. И такая расходка часто выигрывает конкурсы, где заказчик вроде бы предусмотрительно прописал требование о поставке именно картриджей большой емкости.
Раз уж речь зашла о совместимых картриджах, отметим, что, хотя практически вся представленная на российском рынке продукция подобного рода производится компаниями, входящими в китайский холдинг NineStar, ее качество с точки зрения влияния на износ оборудования может быть самым разным в диапазоне от ужасного до сносного. Поэтому, выбирая из неоригинала, отдавать предпочтение стоит только тем брендам, которые позиционируют себя как производителей продукции премиального уровня. Такой подход позволит снизить вероятность приобретения совершенно непригодных для использования картриджей, способных нанести оборудованию серьезный ущерб.